Детское творчество — уникальное явление, позволяющее ребенку выражать основные потребности развивающегося мозга, эффективно познавать окружающий мир и проявлять свою индивидуальность.
По мнению известного отечественного психолога Л.С. Выготского в каждый возрастной период творческое воображение проявляется особенным образом, свойственным именно той ступени развития, на которой находится ребенок. Рассмотрим, что происходит на каждом возрастном этапе и как меняется «ведущий тип» творчества.
В первые годы жизни (до 2-3 лет) у детей начинает активно развиваться моторное, двигательное творчество: это танцы, движения под музыку, придумывание и апробация новых движений. Дети ползают, ходят, бегают, танцуют и «кривляются», прыгают и катаются по полу — то есть делают все то, что еще недавно было им недоступно, а теперь им хочется попробовать и насладиться новыми умениями. Как и все остальные виды детского творчества, оно возникает не «на пустом месте»: в его основе — потребность в развитии моторной области коры головного мозга, которая является ведущей для первой ступени интеллекта, называемой в психологии «сенсомоторным интеллектом». Именно в это время закладывается основа для дальнейшего активного освоения речи, а позже — письма. Кроме того, регуляция движений собственного тела, умение ускоряться и тормозить в зависимости от внешних стимулов (например, ритма музыки) напрямую связаны с умением контролировать и свое эмоциональное состояние, поведение. Поэтому так важно дать ребенку в этом возрасте набегаться и накувыркаться, поощряя его стремление к танцу — ведь это необходимые условия для полноценного развития.
Постепенно к двигательному творчеству присоединяется и становится всё более доминирующим художественное творчество: с трех лет активно возрастает интерес детей к рисованию. Именно эта форма деятельности теперь позволяет наиболее легко и полно выразить то, что так актуально для ребенка: видение окружающего мира и свое понимание его. В основе детских рисунков — яркие впечатления. С течением времени они переходят от «пробы пера», когда им интересен сам процесс возникновения цветной линии, следующей за карандашом, к сюжетным картинкам. Изображая себя, свою семью, домашнее животное или трамвай, увиденный на улице, ребенок запечатлевает на бумаге свой образ мира и те его признаки, которые значимы для него. Если кошка царапается — он нарисует ей когти, но может забыть про усы: они еще не входят в его образ кошки, ведь он не взаимодействует с ними (в отличие от когтей!). Другой пример: изображая человека, младшие дошкольники часто рисуют так называемых «головоногов»: схему человека, состоящую из ног и головы, без туловища. Психолог К. Риччи, исследовавший детские рисунки, спросил у ребенка: «Как, у твоего человека только голова и ноги?» — «Конечно», — ответил ребенок — «этого хватит, чтобы видеть и ходить гулять». Чем старше становится ребенок, тем из большего количества признаков он составляет свои представления о предметах и явлениях, и значит, тем подробнее становятся рисунки. Так развивается способность выделять значимое и второстепенное в явлениях окружающего мира, представлять цельный образ, тренируется мелкая моторика рук, которая скоро понадобится в школе, пространственное мышление, зрительная ориентировка в пространстве. Рисунок — это ведущий способ рассказа о предмете, о своем знании, пока еще более близкий ребенку, чем устное, или тем более письменное, изложение своих мыслей. И это самый доступный и любимый детьми способ самовыражения в период от 3-х до 8-ми лет (в среднем).
Надо ли поощрять детское творчество?
Помимо функции познания и отражения мира, а также развития конкретных навыков: мелкой моторики, пространственной координации, письменной речи, существенное значение творчество оказывает на формирование личности человека. В первую очередь, оно тренирует способность достигать целей и доводить начатое до конца, воплощать свои идеи в реальность. Творческий порыв в человеке всегда стремится к воплощению и реализации, и так развивается воля: доделать, дорисовать, донести до других свою мысль, ибо только в завершенном виде она станет понятна.
Кроме того, творческий акт — отличный способ «излить наружу» свои эмоции и переживания. Дети, которые могут выразить на бумаге, в танце или в музыке все, что у них «наболело», гораздо спокойнее и оптимистичнее, менее агрессивны. В более старшем возрасте это и способ лучше понять себя, ведь иногда ответить на вопрос «Что же я на самом деле чувствую?» нужно прежде всего себе.
Для развития чувства уверенности в себе, осознания ценности и важности своих идей ребенку необходимо Ваше устное поощрение, одобрение результатов его творчества. Дети, которые хорошо умеют делать что-то особенное — танцуют, играют на музыкальных инструментах, рисуют, — всегда завоевывают уважение и одобрение в глазах сверстников: «Вау, как круто ты умеешь!» «Как хорошо у тебя получается!», что значительно повышает самооценку и дает чувство уверенности.
И наконец, творчество — это всегда создание нового или индивидуальная интерпретация прошлого опыта. Процесс творчества стимулирует к придумыванию новых идей или оригинальных способов решения задач: от размышлений о том, что будет изображено на картине, и как именно смешать краски для получения нужного цвета, до продумывания сюжетных ходов в собственном рассказе. Это способствует развитию гибкости мышления, умения выйти за установленные рамки и найти неожиданный выход из ситуации, которая кажется нам тупиковой. Это те самые качества, которые позволяют человеку достигать успеха, выгодно отличаться от остальных, находить «себя» и «своё» в этой жизни.
Как можно записаться на пробное занятие?
по телефону
702-810
в гости по адресу:
Вологда, ул. Гоголя, д.99
форму. Мы обязательно
вам перезвоним!